Новости

Региональный проект

13

октября

2023

(в рамках конкурса грантов Губернатора Ростовской области на развитие гражданского общества)

Заявка № Р61-23-1-000242

(победитель АНО ДПО «Академия развития глобального мышления -НПД»

Создание проектных сообществ детей Дона

для развития их скрытой одаренности

     

Руководитель проекта

Штурбина, к.п.н., ректор Академии Глобал-НПД,

преподаватель -эксперт РАНХиГС при Президенте РФ, МГУ, РАО, Академии Просвещения,

сертифицированный эксперт по проектному менеджменту по методологии Правительства РФ

подробнее по ссылке https://xn----etbccrqqccr1d.xn--p1ai/summary_shturbina

тел. +7 (965) 384 66 92

razvitieV@bk.ru

ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА

Муниципальные системы, вошедшие в команду победителей: Ростовская область: г. Азов, Азовский район, Аксайский район, Багаевский район, Зерноградский район, Зимовниковский район, Морозовский район, Мясниковский район, Неклиновский район, Обливский район, Чертковский район, Ремонтненский район, г. Таганрог.

Эксперты проекта – школьники г. Москвы, г. Тольятти, специалисты РАНХ и Гс при Президенте РФ, МГУ, РАО, Академии Просвещения.

Целевые группы проекта

Дети 7-11 классов Ростовской области.

О ПРОЕКТЕ

подробно по ссылке https://global-npd.ru/grant_ro

видео о проекте https://www.youtube.com/watch?v=x1JDFyA0t2U

СМИ о проекте по ссылке https://rostov.aif.ru/view/society/4718462?key=9ced27129ea9509cf25c808fafc4ed28

В Ростовской области около 500 тыс. школьников, и по мнению исследователей около 30 % из них имеют какой то вид одаренности, развитие которой получают только 5 % от этого количества. Многие дети, их семьи, педагоги не подозревают о возможной одаренности школьников.

Проблема столь малого процента развития потенциальных возможностей лежит в нескольких направлениях: такие дети часто дезадаптированы, плохо коммуницируют со сверстниками, имеют повышенную тревожность, скрывают свои потребности в кругу одноклассников, бояться проявлять свою любознательность и раскрывать свои возможности (Елисеева Е.В., Проблемы одаренных детей). В отдельно взятой школе не хватает ресурсов решить эти проблемы. Поэтому необходимо создавать сетевое сотрудничество между школами для формирования сообществ детей.

Один из инструментов решения этих проблем - проектный метод создания «макетов улучшения действительности» на материале «близкой реальности» (территория школы, муниципалитета, региона), в соответствии с личностным интересом. Проектный способ организации деятельности позволяет реализовывать потенциал, снижать тревожность, налаживать коммуникацию в команде единомышленников. Руководитель проекта имеет сертификацию по проектной деятельности по методологии Правительства РФ, использовала данный метод 9 лет на федеральных Президентских программах для сферы образования, разработав эффективные авторские методики.

Проект основаны на методе Дж. Рензулли.

Первый этап – обучение инструментам разработки проект-макетов улучшения действительности, поиск тем по развитию Донского края, которые интересны детям.

Второй - направлен на развитие когнитивных и эмоциональных процессов, где идет совмещение обучения с интересами ребенка, проводятся исследования по выделенным темам.

Третий, наиболее высокий уровень обогащения - производство своего продукта проект-макета на основе дивергентного подхода (поиск нескольких решений для одной задачи развивает изобретательское и дивергентное мышление, что важно для развития одаренности).

Итоговые продукты детей (выражение собственных размышлений, результатов исследований, собственных макетов улучшения действительности) проходят через серию конкурсных форсайт - сессий. Организация ежегодного Регионального круглого стола "Дон как территория возможностей: взгляд школьников" станет еще одной возможностью поиска и поддержки талантливых детей и объединение их в команды.

Это позволит решить проблему дезадаптации одаренных детей, повышения их познавательной активности, мотивации к саморазвитию, усилит уровень изобретательского мышления, позволит им найти круг единомышленников, разработать макеты развития нашего края. Тем самым мы повысим процент результативности таких детей, увеличим удовлетворённость семей и поможем развитию кадров и экономики Дона.

Так как аналогов таких форматов в настоящее время в регионе нет, то актуальность проекта для данной целевой аудитории очень высокая.

ПРОБЛЕМЫ

В Ростовской области 477,8 тысяч школьников (офиц. портал Правительства РО https://www.donland.ru/activity/218/ ).

Исследователи считают, что практически каждый третий ребенок имеет скрытую одаренность, а значит в Ростовской области это около 140 тысяч детей. Но проявляется результативность в развитии одаренности не более чем у 5% от этого количества. (Елисеева Е.В., Проблемы одаренных детей и пути их разрешения.) Потеря такого процента потенциала детей влияет на результативность экономики России. Поэтому сейчас остро стоит проблема сохранения и развития одаренности, которая решается на государственном уровне в федеральных и региональных центрах. Но, наш опрос детей показал - "на сессиях можно быть не более 2 раз в год, и опять мы потом остаемся наедине". В школах очень мало факультативов, и они похожи на уроки, что снижает мотивацию к развитию. (Опрос более 50 школьников 7-9 кл. Ростовской области). Школьники так же отметили, что испытывают нереализованность своего потенциала, испытывают тревожность, с трудом находят группы детей для взаимодействия, часто бывают отторгнутыми одноклассниками. Корневая причина - "социальная изоляция одарённых - результат условий, в которых оказывается ребёнок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться" (Психология одарённости детей и подростков / Н.С. Лейтес, М., «Академия», 1996 г., с. 41). А высокий и низкий уровни тревожности оказывают негативное влияние на успеваемость детей. (https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-vliyanie-trevozhnosti-na-uspevaemost-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1050243.html ). Поэтому одаренные школьники зачастую не достигают высоких результатов в т.ч. и на федеральном уровне конкурсов.

Важным инструментом решения данных задач является проектная деятельность, т.к. доказано, что она: 1) почти на 20% повышает познавательную мотивацию; 2) на 11% снижает тревожность; 3) на 12% снижает фрустрацию потребности в достижении успеха (М.А. Ступницкая, «Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт», «Образовательные технологии», 2 выпуск).

Исследования показывают, что цели подростков направлены на решение практических жизненных задач (стр. 17, научно-практический журнал Исследователь, 2020/№3). Поэтому проектирование на первом уровне необходимо выполнять на близком реальном опыте детей и опираться на территорию школы, муниципалитета, Донского края.

Для этого необходимо организовать работу в регионе по созданию школьниками проект-макетов развития территории Донского края в тематических сообществах школьников через сетевое взаимодействие школ в рамках деятельности Малой академии Глобал-НПД. Если это не сделать, то будет потерян огромный потенциал одаренных детей нашего региона, что негативно повлияет в будущем на экономику Ростовской области.

ЦЕЛЬ

Обучение не менее 700 школьников 7-11 классов инструментам проектирования «практических форматов улучшений действительности» на материале территории Донского края и создание первичных проект-макетов развития своих школ, муниципалитетов, региона в условиях формирования сообществ детей по их интересам для развития их скрытой одаренности.

Результат - обретение специализированных знаний и практических навыков аналитического изучения сферы своих интересов и проектирования «практических макетов улучшения действительности» для развития собственного скрытого потенциала.

ЗАДАЧИ

  1. Обучение школьных команд основам проектирования моделей роста, создания «проект-макетов улучшения действительности»
  2. Организация в школах исследований возможностей развития территории Дона
  3. Создание проект-макетов развития территории Дона, своего муниципалитета, своей школы
  4. Проведение конкурсных форсайт-сессий по итогам исследований и разработки «проект-макетов улучшений действительности»
  5. Организация Регионального круглого стола "Дон как территория возможностей: взгляд школьников"
  6. Информационная пропаганда проектной деятельности по теме "Дон как территория возможностей: взгляд школьников"

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

После завершения проекта Академия Глобал-НПД планирует:

  1. Не менее 2 раз в год проводить конкурсные форсайт-сессии по темам развития Донского края
  2. Сопровождать развитие потенциала победителей данных конкурсов в рамках погружения их в деятельность Малых академий прикладного образования Глобал-НПД на бесплатной основе
  3. Ежегодно проводить региональный Круглый стол "Дон как территория возможностей: взгляд школьников"
  4. Вовлекать в данный проект вузы и учреждения СПО в рамках поиска мотивированных одаренных будущих студентов
  5. Организовать поддержку сетевым сообществам педагогов и кл. руководителей школ для организации командной работы детей из разных муниципалитетов

ИСТОЧНИКИ РЕСУРСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТА В ДАЛЬНЕЙШЕМ

Поддержка данного проекта продолжится через:

  • систему ежеквартальных форсайт-сессий по актуальным задачам развития Донской территории командой Академии Глобал-НПД;
  • победители по направлениям получат возможность бесплатного обучения в Малых академиях Глобал-НПД для дальнейшего развития своей одаренности (не менее 10% детей);
  • привлечение ресурсов учреждений доп. образования в муниципалитетах (создание программ за счет часов кружков при помощи Академии Глобал-НПД).